АСАСАР

Агентство ситуационного анализа

Ученые СГТУ создали программу, позволяющую увеличить прочность авиатехники

Ученые Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. разработали программу, благодаря которой возможно увеличить прочность авиатехники на этапе производства, а также снизить расход топлива. С помощью программного комплекса можно учитывать большие углы поворота конструкции, а также материал, из которого изготовлены ее элементы.

Разработка будет востребована в областях авиа- и космической техники. Она позволяет моделировать поведение составных элементов конструкций, наиболее точно приближенно к реальным условиям работы приборов. Например, если увеличить прочность и уменьшить вес отдельных конструктивных элементов самолета, то и в сумме судно становится более легким и прочным. Чем меньше вес, тем меньше затраты топлива.

В основе программы — анализ нанопластин, которые являются важнейшими составными элементами различных приборов и конструкций. Именно они часто подвергаются статическим нагрузкам, приводящим к деформациям. Метод является более точным по сравнению с имеющимися подходами и существенно уменьшает время просчета при моделировании конструкций. Разработанная программа способна в том числе учитывать параметры на макро-, микро- и наноуровне.

Авторами разработки стали заведующий кафедрой «Математика и моделирование» физико-технического института, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат премии Профессор года РФ – 2021 Вадим Крысько, профессор этой же кафедры Максим Жигалов, аспирант Алексей Тебякин и молодой ученый Вадим Крысько-младший. Научные исследования проводились при сотрудничестве с институтом гидродинамики имени М.А. Лаврентьева Сибирского отделения РАН по гранту Российского научного фонда (РНФ).

«Программа имеет графический интерфейс, куда можно задавать значение параметров нанопластин, среди которых — нагрузка, размерность, тип пористости. Так, учет пористости является необходимой характеристикой композитного наноматериала, способствующей улучшению теплоизоляции, вибрации, управлению энергопотреблением, звукопоглощению структуры», — прокомментировал Вадим Крысько.

Кроме того, программа может быть востребована в сферах автомобилестроения, гироскопии, а также при создании медицинского оборудования.