Ученые Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. разработали программу, благодаря которой возможно увеличить прочность авиатехники на этапе производства, а также снизить расход топлива. С помощью программного комплекса можно учитывать большие углы поворота конструкции, а также материал, из которого изготовлены ее элементы.
Разработка будет востребована в областях авиа- и космической техники. Она позволяет моделировать поведение составных элементов конструкций, наиболее точно приближенно к реальным условиям работы приборов. Например, если увеличить прочность и уменьшить вес отдельных конструктивных элементов самолета, то и в сумме судно становится более легким и прочным. Чем меньше вес, тем меньше затраты топлива.
В основе программы — анализ нанопластин, которые являются важнейшими составными элементами различных приборов и конструкций. Именно они часто подвергаются статическим нагрузкам, приводящим к деформациям. Метод является более точным по сравнению с имеющимися подходами и существенно уменьшает время просчета при моделировании конструкций. Разработанная программа способна в том числе учитывать параметры на макро-, микро- и наноуровне.
Авторами разработки стали заведующий кафедрой «Математика и моделирование» физико-технического института, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат премии Профессор года РФ – 2021 Вадим Крысько, профессор этой же кафедры Максим Жигалов, аспирант Алексей Тебякин и молодой ученый Вадим Крысько-младший. Научные исследования проводились при сотрудничестве с институтом гидродинамики имени М.А. Лаврентьева Сибирского отделения РАН по гранту Российского научного фонда (РНФ).
«Программа имеет графический интерфейс, куда можно задавать значение параметров нанопластин, среди которых — нагрузка, размерность, тип пористости. Так, учет пористости является необходимой характеристикой композитного наноматериала, способствующей улучшению теплоизоляции, вибрации, управлению энергопотреблением, звукопоглощению структуры», — прокомментировал Вадим Крысько.
Кроме того, программа может быть востребована в сферах автомобилестроения, гироскопии, а также при создании медицинского оборудования.