Умер советский и американский художник Илья Кабаков, сообщил в твиттере медиаменеджер Демьян Кудрявцев. Основателю московского концептуализма было 89 лет.
Смерть художника подтвердил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки»,— говорится в сообщении фонда в фейсбуке. В нём сказано, что Кабаков умер в окружении близких 27 мая, причина смерти не названа.
Кабаков — самый успешный в мире современный художник из бывшего СССР. Он родился в 1933 году в Днепропетровске, 30 лет работал в Москве, в 1989 году переехал в Берлин, а затем в США, где получил американское гражданство.
С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз» (с 1963 года — «Детская литература») и для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Весёлые картинки». Со второй половины 1950-х стал заниматься живописью «для себя».
В 1960-х был активным участником диссидентских художественных экспозиций в Советском Союзе и за границей. Однако позже отказывался считать себя художником-диссидентом. Во время поездки в США в конце 1980-х годов во время интервью для англоязычного сборника Soviet Dissident Artists Кабаков ответил: «Я не был диссидентом. Я ни с кем и ни с чем не сражался. Этот термин ко мне неприменим».
В конце 1967 года Кабаков вместе с Юло Соостером построил ставшую впоследствии знаменитой мастерскую на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре. В 1968 году он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими нонконформистами участвовал в выставках в кафе «Синяя птица». Некоторые работы художника уже в 1965 году попали на выставку «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия), а с начала 1970-х их включали в устраивавшиеся на Западе экспозиции советского неофициального искусства в Кёльне, Лондоне, Венеции и др. С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей».
В 1973 году чешский искусствовед Индржих Халупецкий в своей статье в журнале Výtvarné umění назвал содружество авангардных московских художников, имевших мастерские в достаточно большом районе от Маросейки до Б. Дмитровки и до Уланского переулка «школой „Сретенского бульвара“». К ней Халупецкий отнёс друзей Эрика Булатова, Илью Кабакова, Виктора Пивоварова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского. Название «Сретенский бульвар» понравилось искусствоведам для обозначения этой группы ведущих московских художников 1970х-1980х годов, однако как таковой «группы „Сретенский бульвар“» никогда не существовало.
Кабаков начинал как иллюстратор детских книг, однако постепенно всё больше времени начал уделять оригинальному творчеству, противоречащему официальным советским канонам. Его называли одной из главных фигур московского концептуализма, изобретателем оригинального жанра — «тотальной инсталляции».
С 1960-х годов Кабаков выставлялся на Западе, а в 1988 году его работы продавались на первом в Москве аукционе Sotheby`s «Русский авангард и современное советское искусство». Он стал первым художником, открывшим для западной аудитории неприглядность советского быта, — писало о Кабакове издание «Арзамас».
Его работы выставляются в ведущих мировых музеях, в том числе Музее современного искусства в Нью-Йорке, центре Помпиду в Париже. В 2000-е годы его работы начали активно выставляться в России, в 2004 прошла большая выставка в Третьковской галерее в Москве.
Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины XX века.
Несколько работ Кабакова были проданы на аукционах за суммы, превышающие миллион долларов. В последний период своего творчества Кабаков работал вместе с женой Эмилией, в 2018 году супруги передали свою мастерскую в дар Третьяковской галерее.